Все про щетки для стиральной машины различных брендов

Подвижный узел электродвигателя – ротор (еще говорят «якорь») подключен к сети электропитание через пару щеток – брусочков черного цвета, к которым припаяны витые медные многожильные проводки с клеммами. Щетки закрепляются в коробочке – обойме, оснащенной прижимными пружинками. В двигателе брусочки прилегают к металлическому цилиндру: его поверхность состоит из продольных медных полосок (ламелей), между которыми сделаны пазы.

Выбираем щетки

Выбираем щетки

Щетки двигателя стиральной машины изготавливают из спрессованной графитовой или угольной крошки, возможно, с примесью мелкозернистой медной стружки. Совокупность перечисленных деталей называется коллекторно-щеточным узлом.

Щетки – расходный материал

Электрический двигатель – одно из самых долговечных устройств. Из-за того, что в моторе всего два трущихся узла – подшипники и щетки, срок его службы практически неограничен. Брендовые изготовители создают двигатели таким образом, чтобы щетки служили семь – двенадцать лет. Но по требованиям всех стандартов и технических условий щетки относятся к расходным материалам – они могут; они должны изнашиваться.

Скорость истирания зависит от нескольких факторов: кроме механического износа, связанного со скоростью вращения ротора, на длительность службы щеток влияет электрическая коррозия (связана с перегревом) и избыточное сопротивление (внешне проявляется повышенным искрением).

shhetki_dlya_stiralnoj_mashiny_6

Конструктивно щеточный узел выполнен так, чтобы к нему было удобно подобраться; крепление максимально упрощено, – все сделано для того, чтобы операцию по замене можно было назвать элементарной. Щетки к двигателям машин Индезит, Аристон выполнены в виде неразъемного узла: угольки с пружинами заключены в пластмассовую коробочку с жестким контактом. Коробочку на корпусе можно закрепить винтом только в одном положении, поэтому ее заменить может даже новичок, впервые взявший в руки отвертку. Щетки для стиральных машин Бош – это просто брусочки: чтобы их установить, нужны навыки. Порядок замены щеток на двигателях этой модели приведен ниже.

Вскользь о многообразии

Сами коллекторные щетки продаются в магазинах; они нередко входят в ЗиП электродвигателей. При выборе деталей для разных электродвигателей необходимо знать в первую очередь их геометрические размеры – указаны на корпусе. Маркировка изделий буквенно–цифровая. Аббревиатура обозначает тип, цифры – твердость После обозначения проставляется размер (мм) в формате: **х**х**:

  • На первом месте указано сечение – тангенциальный размер;
  • На втором – ширина – аксиальный размер;
  • На третьем – длина – радиальный размер.

shhetki_dlya_stiralnoj_mashiny_5

Щетки для электродвигателей стиральных машин Индезит выпускаются с параметрами 5×12, 5×32 мм. Для агрегатов Бош выпускаются щетки большей длины – 5×12, 5×32 мм.

Тип ­– это способность детали работать в более или менее интенсивных условиях. С этой целью изделию придают определенную степень твердости. Характеристики твердости щеток разного типа приведены в ГОСТ 53617-2009. Среди щеток с марками ЭГ изделием с универсальной применяемостью считается ЭГ-14. Более мягкие – ЭГ-4 и ЭГ-71: они предназначены для работы в условиях средних температур и неравномерной нагрузки. ЭГ-74, ЭГ-8 – твердые щетки, предназначены для работы в составе мощных тяговых устройств.

Несмотря на то, что щетки разных типов могу подходить к одному и тому же двигателю, при выборе контакторов нужно придерживаться советов производителя: слишком твердая поверхность графита может повлечь повышенный износ коллектора. Устанавливать желательно мягкие щетки или универсальные.

shhetki_dlya_stiralnoj_mashiny_4

Возможные причины поломки

О неполадках в работе щеточно-коллекторного механизма свидетельствуют факторы:

  1. Косвенные:
  • неровная работа двигателя,
  • падение мощности мотора,
  • остановка двигателя.
  1. Прямые:
  • характерный треск (звук отличается от механических шумов, связанных с износом металла),
  • яркое (усилившееся) искрение.

Диагностику начинают с проверки целостности проводов и плотности электрических соединений в цеп: контакт может пропадать на участке до щеток. Если сомнений в выходе из строя щеток или коллектора не остается, обязательно нужно установить причину износа деталей. Повреждения могут быть следствием естественного старения, но часто причина скрыта. Возможны неисправности других узлов электродвигателя ­– износ опорных подшипников, амортизирующих колец, пластин коллектора.

shhetki_dlya_stiralnoj_mashiny_3

Замена на модели Индезит

Замена щеток в стиральной машине Indesit начинается с ее отключения, сливания оставшейся воды, установки в удобном месте и протирки. Для доступа к двигателю необходимо снять заднюю панель, – она закреплена на шести–восьми винтах.

Приводной ремень Indesit снимается с верхнего шкива – того, который приводит в действие барабан. Алгоритм таков: ремень оттягивают так, чтобы при одновременном вращении шкива, он выходил за наружный бурт. Иногда, для того чтобы обеспечить нужное усилие, используют в качестве рычага отвертку.

Разъединяют клеммные колодки и отдельные наконечники. Выкручивают два крепежных болта. На моделях Indesit отсутствуют крепежные клипсы и другие скрытые элементы: двигатель – без креплений. Чтобы его снять, нужно высвободить его, для этого узел, покачивая, вынимают «на себя».

Перед проведением дальнейших операций мотор протирают, для более тщательной очистки можно воспользоваться пылесосом. Щетки прикручены с тыльной стороны: пластмассовые щеткодержатели Indesit расположены перпендикулярно к оси двигателя на противоположных (по отношению друг к другу сторонах). Вывинчивают метизы и высвобождают щетки вместе с держателями.

shhetki_dlya_stiralnoj_mashiny_2

Проверяют длину выступающей части щеток и плавность их хода: угольки при нажатии на них пальцем должны свободно утапливаться в гнезда и выходить обратно. Критическая длина– 5 мм. Бывает, что износ угольков невелик, но они заклинены – зажаты в корпусе набившейся в щели пылью. В этом случае их продувают пылесосом, разрабатывают и кладут в ЗиП. На место устанавливают вновь приобретенные щетки заводского изготовления: желательно не допускать повторного заклинивания.

Устанавливают щетки и дают им притереться – запускают мотор на 20–30 секунд.

Замена на модели Бош

Щетки для стиральной машины Bosch меняются аналогично. Последовательность операций та же:

  • машина обесточивают, протирают;
  • выкручивают винты задней панели, открывают доступ в рабочую зону;
  • разъединяют электрическую цепь двигателя – снимают разъем с колодки;
  • высвобождают шкивы от приводного ремня;
  • выкручивают саморезы, крепящие мотор, вынимают его;

В машине Bosch щеткодержатели составляют единое целое с корпусом двигателя: изымаются непосредственно щетки. Для этого контактную пластину утапливают в паз на опорной стенке и выводят ее переднюю часть из фиксатора, высвобождая прижимную пружину.

shhetki_dlya_stiralnoj_mashiny_1

Новую щетку в двигатель Bosch устанавливают в обратном порядке:

  • уголек прижимают к коллектору,
  • аккуратно прижимают в гнезде пружину,
  • зажимают соединение контактной пластиной.

Надевая клемму на наконечник, придерживают его с тыльной стороны отверткой.

Важное примечание: щетки Bosch можно установить в гнездо двумя способами. Правильным будет только один – тот при котором угол среза торцевой части будет соответствовать углу примыкания к коллектору.

Устанавливают двигатель, подключают клеммы. Не надевая ремень, включают мотор на полминуты, давая возможность притереться.

Собирают машину.

Во время пробного пуска должны отсутствовать щелчки, треск. Искрение в первые секунды может быть достаточно заметным, однако оно должно быстро исчезнуть. Если этого не произошло, нужно перепроверить правильность установки щеток.

В случае, когда работу машины после починки продолжают сопровождать непривычные явления, необходимо провести более тщательную диагностику и обязательно установить причину. Помните: главное – безопасность.

Добавить комментарий

Автор статьи: Алексей Ильин
»